Для авторизации на текущем портале в Вашем профиле ЕСИА должно быть заполнено поле "Электронная почта"

Республиканские порталы Карта сайта Вход

Государственный комитет Республики Башкортостан по строительству и архитектуре

Дайджест

27 Августа 2014
25
0
Строим Уфу-2025
Какой будет столица Башкортостана через 10 лет? Понятно, что изменение облика города – вопрос не одного дня или даже года. Но над этой проблемой – формирования внешнего облика Уфы в недалеком будущем архитекторы и строители работают уже сейчас.
Снесут ли «хрущевки»?
В Уфе уже есть в целом удачный опыт такой реконструкции – панельная пятиэтажка в районе Госцирка была капитально отремонтирована и надстроена до семи этажей. Но как поясняют эксперты, слабое место подобных проектов связано даже не с техническими сложностями, а получением согласия всех жильцов.
– По российским законам для любой перестройки многоквартирного дома нужно обязательное согласие всех его жильцов. Отрицательная позиция владельца даже одной квартиры может поставить на проекте крест, - пояснил начальник Главного управления архитектуры и градостроительства Уфы Ильдар Ибрагимов.
На отдаленную перспективу рассматриваются варианты сноса пятиэтажных домов на проспекте Октября, и строительства на их месте высотных зданий, но пока такого рода проекты явно убыточны, поскольку застройщик еще может найти другие площадки.
По мнению специалистов, принципиально новый этап развития архитектурной сферы Уфы, способный серьезно повысить качество жизни, связан с применением современных концепций градостроительного проектирования. Примером такого подхода можно назвать новый жилой район Нагаево – Северное, где планируется возвести 1,3 миллиона квадратных метров жилья для 46 тысяч человек.
– Это пилотный проект, предполагающий новый формат проектирования, с уходом от традиционной ориентации на отдельные микрорайоны к кластерной застройке с четким зонированием, проработкой транспортных и пешеходных зон, – пояснил Ильдар Ибрагимов. - Существующий природный ландшафт, в том числе пруды и озера, будет гармонично вписан в жилое пространство и использован для активного отдыха.
Лекарство от пробок
Основная проблема, с которой сегодня сталкивается любой крупный город, – резкий рост автопарка. Причем этот фактор до сих пор практически не учитывался в градостроительных планах. Сегодня в Уфе насчитывается свыше 400 тысяч автомобилей – согласно действующему Генплану такого уровня мы должны были достичь не раньше, чем через десять лет. В итоге транспортная система, основа которой формировалась еще в 60-70-х годах, явно не справляется с возросшей нагрузкой.
Единственный выход – развитие в Уфе поперечной дорожной сети, что в свою очередь невозможно без строительства новых мостов. В последний вариант Генплана заложено восемь таких объектов. Помимо второго затонского, строительство которого уже началось, новые мосты должны появиться на въезде в Черниковку в створе улицы Интернациональной, напротив Демы у поселка Козарез, между Сипайловом и Инорсом у дудкинской переправы и в ряде других мест.
В Генплане также намечено создание продольных транспортных связей – западного и восточного обходов Уфы, призванных снять часть нагрузки с проспектов Октября и Салавата Юлаева. Последний, кстати, планируется продлить до Черниковской промзоны, но конкретные сроки начала работ будут зависеть от финансирования.
Другим приоритетом должно стать развитие общественного транспорта, прежде всего, его скоростных систем.
– Если мы хотим снизить количество частных машин хотя бы в центре города, нужно дать людям возможность быстро и комфортно добраться в любую его точку на общественном транспорте по единому проездному билету, – высказал свою точку зрения Ильдар Ибрагимов.
В настоящее время при участии иностранных специалистов в Уфе идет проработка проектов создания линий скоростного трамвая и метробуса. Как показал мировой опыт, при правильном проектировании эти транспортные системы способны стать хорошей альтернативой подземного метро, имея значительно меньшую себестоимость.
Кроме того, недавно был объявлен конкурс на разработку проекта двухкилометровой канатной дороги, соединяющей Сипайлово и проспект Октября. Фуникулер может стать серьезным конкурентом маршруток и, взяв на себя часть пассажиропотока, существенно разгрузить наземные магистрали.
Ошибки Генплана
В настоящее время Уфа развивается по Генеральному плану, разработанному питерским ЗАО «ЛенПромСтройПроект» и утвержденному Горсоветом в 2006 году. Согласно этому документу, к 2025 году население столицы республики достигнет 1 миллиона 130 тысяч человек, будет построено почти 12 миллионов квадратных метров жилья, что позволит поднять обеспеченность уфимцев жилплощадью с 21,6 до 26,7 квадратных метра на человека.
Однако многие решения, заложенные в главный градостроительный документ, уже устарели, а сам он нуждается в очередной доработке. К примеру, уже разработанные и утвержденные проекты планировок позволяют построить не 12, а почти 18 миллионов квадратных метров жилья, в результате чего к расчетному сроку на одного уфимца будет приходиться 36,8, а не 26,7 квадратных метражилплощади, как предполагает действующий Генплан.
- У нас есть Генеральный план, утвержденный в 2006 году, но мы понимаем, что его необходимо корректировать, – считает начальник Главархитектуры Уфы. - Дальнейшее устойчивое развитие города невозможно по причине неактуальности технико-экономических показателей. Необходим пересмотр градостроительной политики, разработка новых документов территориального планирования, изменение местных нормативов.
По словам Ильдара Ибрагимова, для того чтобы не повторять прошлых ошибок и разработать действительно актуальный Генплан, нужна стратегия развития города, позволяющая не только осознать его реальные перспективы, но и увязать интересы всех заинтересованных сторон.
- На основе принятой стратегии будет разработан Генплан - более понятный, более качественный и эффективный, с реальными сроками и с подкрепленными экономическими выкладками, – заключил начальник Главархитектуры. 
При условии выделения необходимого финансирования, стратегию развития города и новый Генплан можно создать уже в 2014-2016 годах.

Алексей ФАТЫХОВ,
 «Уфимские ведомости»


  • Дайджест